События
31
авг
Настоящее и будущее юридического факультета Алтайского государственного университета
Интервью с деканом юридического факультета Алтайского государственного университета, к.ю.н., доцентом кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Натальей Владимировной Карловой. Мероприятие организовано Информационным центром «Гарант», г. Барнаул (ООО «Гарант-Право») региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ. Вопрос 1. Добрый день! Наталья Владимировна, расскажите о факультете, значимых достижениях студентов и выпускников. Н. В. Карлова: История юридического факультета АГУ насчитывает более пятидесяти лет. Созданный в 1973 году как филиал Томского государственного университета через десять лет юридический факультет вошел в состав Алтайского государственного университета.
За столь продолжительный период своей деятельности ЮФ АГУ дал путевку в жизнь многим известным в России юристам, ученым и практикам. Среди них можно назвать заместителя председателя совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, д.ю.н., профессора Михееву Лидию Юрьевну, д.ю.н., профессора, Заслуженного юриста РФ Невинского Валерия Валентиновича. Выпускники юридического факультета занимают ведущие должности в органах государственной власти Алтайского края. Это заместитель губернатора Алтайского края Бессарабов Даниил Владимирович, председатель Алтайского краевого суда Ширнин Виктор Петрович, председатель Арбитражного суда Алтайского края Огай Виктор Михайлович и многие другие. Выпускники юридического факультета достигают высот не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах. Так, в 2014 году факультет окончил чемпион мира в барьерном беге на 110 м Сергей Шубенков.
Вопрос 2. Расскажите о научном потенциале и научных направлениях факультета.
Н. В. Карлова: На юридическом факультете на сегодняшний день работает 10 докторов юридических наук, что составляет более 15 % преподавательского состава. На протяжении многих лет были сформированы несколько научных школ. Под руководством профессора В.В. Невинского сформирована и утверждена Минобразования РФ (2002 г.) научная школа в области конституционно-правового регулирования взаимоотношений личности, общества и государства. Лейтмотив научных исследований - государственно-правовое обеспечение достоинства человека как основы конституционных прав и свобод и совершенствование жизнедеятельности общества и государства.
Научная школа уголовного права представлена исследованием проблематики правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, а также системного толкования норм уголовного права, повышения эффективности уголовного закона.
Основоположником научной школы криминалистики и уголовного процесса был профессор Гавло В. К. Под его руководством выполнена серия работ по изучению проблем следственных ситуаций, криминалистической характеристики преступлений, в целом криминалистической методики расследования преступлений.
Школа теории государства и права своими задачами ставит обеспечение поиска духовно-нравственных оснований отечественной правовой культуры, правовых традиций России, изучение национальной правовой культуры отдельных народов России и обоснование их адекватных форм юридической защиты.
За период существования указанных научных школ было подготовлено более 50 кандидатов юридических наук и более 10 докторов.
Вышеперечисленные научные школы в разное время получали грантовую поддержку со стороны государства.
Вопрос 3. Наталья Владимировна, нарисуйте портрет современного студента-юриста, его сильные и слабые стороны.
Н. В. Карлова: Непростая задача. В течение 20 лет преподавательской деятельности, конечно, наблюдала за тем, как меняются студенты из года в год. Могу отметить, что в основной массе сегодняшние студенты, как и те, кто учился много лет назад, знают, зачем пришли на юридический факультет. У них есть цель - получить качественное образование и в дальнейшем найти достойную работу. Встречаются ребята, которые с детства мечтали стать следователями, прокурорами, судьями. Это самая целеустремленная часть студенческой аудитории. Студенты отлично владеют современными технологиями, без труда ориентируются в информационном пространстве. Учиться на юридическом факультете непросто и далеко не все студенты легко осваивают учебную программу. Многое зависит от способностей и личностных качеств студента.
Вопрос 4. Чем еще кроме учебной (основной) деятельности занимаются студенты ЮФ?
Н.В. Карлова: На юридическом факультете представлен широкий спектр возможностей для занятий во внеучебное время. Творческое направление представлено театральной студией, танцевальными коллективами. Кроме этого каждый может проявить себя в спорте. В АГУ проводится ежегодная студенческая спартакиада. Юрфак на протяжении многих лет стабильно входит в тройку лидеров. На нашем факультете одним из первых в АГУ начало развиваться студенческое самоуправление, а также институт тьюторов.
Вопрос 5. Дважды в год Минобрнауки РФ проводит мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования. Насколько, на ваш взгляд, результаты таких мониторингов отражают реальную ситуацию в российском высшем образовании?
Н.В. Карлова: Можно предположить, что данные, полученные в ходе такого мониторинга эффективности, в какой-то степени отличаются от реальной ситуации. Определенный процент погрешности я допускаю. Но мне представляется, что информация, собранная на протяжении длительного периода времени, может претендовать на объективность. Более того, по результатам таких мониторингов за последний год были лишены государственной аккредитации многие коммерческие вузы, выпускающие юристов.
Вопрос 6. Платное или бюджетное образование. Бытует мнение, что на платное обучение не только легче поступить, но и учиться там легче. Насколько это мнение верно? Действительно ли «платникам» легче учиться, чем бюджетникам? Есть ли разница в знаниях у выпускников бюджетных и коммерческих отделений российских вузов?
Н.В. Карлова: Требования к студентам на нашем факультете едины. Более того, студенты бюджетного и платного наборов зачастую обучаются в одной группе, у одного преподавателя. Поступить на договорной основе, конечно, проще, чем на бюджет. Но процесс обучения одинаков для всех, а его результат зависит в первую очередь от самого студента. Преподаватели факультета готовы делиться всем объемом знаний и умений, которыми обладают сами. Право и одновременно обязанность студента - взять из этого все необходимое.
И если посмотреть на количество студентов, ежегодно отчисляемых с факультета, то очевидно, что среди них преобладают именно студенты, обучающиеся по договору.
Вопрос 7. Последнее время в средствах массовой информации и в органах государственной власти активно поднимается вопрос о возрождении института распределения выпускников. Как Вы относитесь к данной идее?
Н.В. Карлова: Я могу сказать больше. На юридическом факультете данный институт не «умирал» вовсе. Ежегодно в конце учебного года у нас проводится заседание комиссии по трудоустройству выпускников. Мы приглашаем представителей работодателей. Это прокуратура, полиция, судебный департамент, адвокатура, нотариат, администрации г. Барнаула и Алтайского края и др. На заседание комиссии приглашаются все выпускники, которые выстраиваются в рейтинг по среднему баллу успеваемости. Наиболее высокие шансы получить интересные предложения о трудоустройстве, конечно, у «отличников». Есть негласное требование, при котором в некоторые государственные структуры выпускников со средним баллом ниже 4,5 даже не приглашают. Это еще один стимул хорошо учиться, начиная с 1 курса.
Вопрос 8. Приемная кампания завершена. Как вы оцениваете ее результаты? Какие советы, пожелания, рекомендации дадите будущим студентам-юристам.
Н.В. Карлова: Приемную кампанию в этом году юридический факультет провел удачно. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших к нам на бюджетной основе, составляет 84,4. Это один из самых высоких показателей по университету и один из ключевых показателей мониторинга эффективности вузов. Кроме того, в этом году к нам поступили 6 победителей всероссийских олимпиад. Серьезный конкурс сложился на бюджетные места в магистратуру (более 12 человек на место).
Что хотелось бы пожелать нашим студентам-первокурсникам? Несмотря на сложный период адаптации к новому учебному процессу очень важно не отчаиваться, не терять веру в собственные силы и не сворачивать с выбранного пути. Ваша задача сейчас - это научиться учиться в вузе. Я желаю вам найти единомышленников, новых друзей, с которыми вы пройдете этот интересный и познавательный путь к своей цели - профессии юриста. Дерзайте!
Наталья Владимировна, благодарим за уделенное время и ответы на вопросы. Желаем вам и всему коллективу факультета успешной реализации задуманного, творческого подхода к выполнению поставленных задач, любознательных студентов, здоровья и благополучия! Всего доброго, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
|