Интернет-мероприятия
19
ноя
Содействие развитию гражданского общества – приоритетная задача администрации города Барнаула
19 ноября состоялось интернет-интервью с первым заместителем главы администрации города, руководителем аппарата Петром Дмитриевичем Фризеном на тему «Содействие развитию гражданского общества - приоритетная задача администрации города Барнаула». Организатор - Информационный центр «Гарант», официальный представитель компании «Гарант» в Алтайском крае и Республике Алтай. Ведущая - Елена Санталова, ведущий специалист по работе с органами власти Алтайского края и Республики Алтай. Ведущая: Добрый день, уважаемый Петр Дмитриевич. Гражданское общество в городе Барнауле развивается не первый год. Какие тенденции можно отметить? П. Д. Фризен: По информации Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю, количество некоммерческих организаций (далее - НКО) и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в г. Барнауле, последовательно растет. Так, в 2013 году их было 1125, в 2014 году стало 1138, в текущем - уже 1215. В муниципальный реестр НКО, активно взаимодействующих с органами власти, включено порядка 370 организаций, 139 из них признаны администрацией города социально ориентированными. Барнаульцы объединяются не только для решения проблем, но и для представления своих интересов в органах власти, проявления солидарности в различных вопросах, оказания услуг населению. Наибольшее количество объединений (219) работают в области просвещения, науки, образования, искусства и культуры, 72 - в сфере благотворительной деятельности, 62 занимаются социальной поддержкой и защитой граждан, 22 осуществляют деятельность по охране здоровья граждан и пропаганде здорового образа жизни, еще 198 занимаются в области физической культуры и спорта. Учитывая международную ситуацию и прибытие в Алтайский край и г. Барнаул беженцев из Украины, было образовано три НКО, цель которых - оказание помощи пострадавшим, беженцам и вынужденным переселенцам. Продолжают работу объединения в сфере сохранения культурного наследия, профилактики социально опасных форм поведения граждан. Для горожан остаются приоритетными вопросы сохранения родного языка и культуры, пропаганды в обществе толерантности, мира и согласия. Можно отметить, что в период с 2013 по 2015 годы количество национально-культурных объединений в Барнауле увеличилось с 26 до 30. Официально зарегистрированы объединения немцев, украинцев, белорусов, армян, казахов, чеченцев, азербайджанцев, татар, литовцев, поляков, евреев, киргизов, таджиков, алтайцев. Некоторые национальности представлены двумя и более организациями. Одним из импульсов дальнейшего взаимодействия с институтами гражданского общества стали результаты научного исследования по вопросу мониторинга состояния гражданского общества в г. Барнауле, заказчиком которого выступила администрация города. Результаты показали, что жителями города отмечается наиболее благоприятная ситуация в области формирования толерантности межэтнических и межнациональных взаимодействий, объективного освещения проблем общества в СМИ, проведения регулярных и честных выборов, эффективного осуществления исполнительной властью своих функций по предоставлению услуг в сфере культуры и образования. По мнению опрошенных, необходимо повышать эффективность диалога власти и общества, широко применять публичное обсуждение принимаемых решений, поддерживать социально ответственный бизнес и совершенствовать социальное законодательство. Несмотря на сложившуюся систему взаимодействия с институтами гражданского общества, для объективного решения вопросов городского хозяйства и принятия решений практически в каждом комитете администрации города созданы профильные коллегиальные органы, общественные советы и комиссии, в состав которых в обязательном порядке входят эксперты от некоммерческого сектора. Еще одной тенденцией во взаимодействии институтов гражданского общества и органов власти стало участие экспертов-общественников в обсуждении вопросов на заседании коллегии администрации города. Следует сказать о стабильной программной финансовой поддержке некоммерческого сектора со стороны органов региональной и муниципальной власти по всем направлениям: предоставление грантов, проведение конкурсов, выделение субсидий, оказание содействия в организации мероприятий, поддержка добровольчества, поощрение волонтеров. Сегодня администрация города работает на консолидацию некоммерческого сектора, акцент делается на совместное решение институтами гражданского общества вопросов городского хозяйства, преемственность в работе Советов, организацию и проведение имиджевых мероприятий, повышающих статус гражданского общества и НКО. Новой формой работы с общественными формированиями стало проведение спартакиады представителей институтов гражданского общества. Такая форма взаимодействия с общественными организациями и формированиями в Алтайском крае была применена впервые. В декабре 2014 года состоялась первая зимняя спартакиада, а в июне 2015 - первая летняя. Участниками стали Общественная палата города Барнаула, Совет женщин при главе администрации города, Совет отцов при администрации города, руководители национально-культурных объединений, органы территориального общественного самоуправления. Ведущая: В последние годы увеличивается количество добровольцев, активистов, волонтеров. Можно ли говорить, что барнаульцы чувствуют себя хозяевами своего города? П. Д. Фризен: Барнаульцы всегда проявляли инициативу и чувствовали себя ответственными за развитие города. Более 25 лет в г. Барнауле развивается территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), охватывающее около 93% населения. Создано и работает 72 органа ТОС. Главный смысл этих организаций - самоорганизация граждан по месту жительства для реализации инициатив и решения актуальных вопросов под свою ответственность. Практикой сложилось и временем подтвердилось, что институт ТОС - реальный посредник между населением и властью. Работа по развитию территориального общественного самоуправления выстроена так, что председатели органов ТОС включены в составы коллегиальных органов администраций районов, штабов по газификации, групп по развитию поселковых территорий города и многих других. Становится нормой планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных законодательных инициатив, направленных на развитие территории. Работая с депутатами различного уровня, руководители ТОС осуществляют контроль за исполнением наказов, полученных от жителей во время избирательных кампаний. Не редок случай, когда и сам депутат является председателем ТОС. Председатели органов ТОС ведут прием населения, рассматривают обращения граждан, находятся в курсе проблем территорий. Сегодня органам ТОС подвластно решение самых разных вопросов: организация досуга населения, благоустройство территории, оказание адресной помощи незащищенным слоям населения, создание условий для занятий спортом, повышение правовой грамотности горожан. Для организации досуга населения при органах ТОС создаются клубы по интересам, проводятся праздничные мероприятия, музыкальные и поэтические вечера, экскурсии по историческим местам города и края. Председатели ТОС с большим энтузиазмом занимаются вопросами благоустройства территории. Благодаря слаженной работе с населением ежегодно удается благоустраивать более 70 дворов, высаживать несколько тысяч деревьев и кустарников. Администрация города оказывает содействие органам ТОС в осуществлении их деятельности: выделяются субсидии для проведения пяти основных праздников - Нового года, Дня Победы, Дня защиты детей, Дня города и Дня пожилого человека. В результате за два года выделения субсидий реализовано 135 проектов, благополучателями стали более 16 тыс. человек. По инициативе и при поддержке жителей председатели органов ТОС принимают участие в различных городских и краевых конкурсах, на выигранные средства реализуют социально значимые проекты, в том числе создают инфраструктуру для занятий спортом. Органы власти уверены в этом институте гражданского общества, поэтому готовы делегировать часть полномочий органов местного самоуправления. Вопрос развития ТОС становится актуальным и на федеральном уровне. Впервые в истории ТОС в феврале 2016 года в Москве состоится I Всероссийский Съезд ТОС. Организатором съезда выступает Лига ТОС. Главная цель данного мероприятия - решение вопроса по разработке законодательной базы и основных механизмов развития ТОС. Председатели органов ТОС города Барнаула подготовили 10 заявок для участия в шести конкурсах, итоги которых будут подведены на данном съезде. Другая форма управления населением территорией - участие в обеспечении охраны общественного порядка. Не так давно Городская общественная организация «Народная дружина «Барнаульская» отметила первый пятилетний рубеж. Население активно принимает участие в возрождении этого общественного института. Министр внутренних дел Российской Федерации Колокольцев В.А. положительно оценил опыт Барнаула в этом вопросе. Ведущая: Как вы оцениваете роль барнаульцев в работе по обеспечению охраны общественного порядка? П.Д. Фризен: Форма массового участия граждан в охране общественного порядка - народные дружины - имеет под собой продолжительную историю, уходящую корнями в социалистическое прошлое нашего государства. В городе Барнауле институт волонтерства в сфере правопорядка стал возрождаться 5 лет назад и получил поддержку органов власти и местного самоуправления, а также силовых структур. Основным принципом участия граждан в охране общественного порядка, как и прежде, остается добровольность. Свыше 1000 жителей города Барнаула с активной жизненной позицией, нетерпимые к нарушителям закона, желающие сделать свой город лучше, сплотила в своих рядах Барнаульская городская общественная организация «Народная дружина «Барнаульская», ставящая перед собой задачу оказания содействия органам внутренних дел в их нелегком труде. В настоящее время народная дружина насчитывает 10 отрядов. Пять отрядов сформированы по районному признаку. В их работе участвуют представители всех органов ТОС, зарегистрированных на территории города. Используя налаженное взаимодействие с силовыми структурами, было принято решение о необходимости создания специализированных отрядов. Отряды народных дружин также созданы по линии ГИБДД, Алтайского линейного управления на транспорте МВД России, УФСИН России по Алтайскому краю, УФСКН России по Алтайскому краю и отряда быстрого реагирования при городском управлении МВД. Неравнодушных людей из разных слоев населения в Барнауле много. Членами дружины становятся и умудренные жизненным опытом пенсионеры, и подрастающее поколение из среды студенчества. Эта связка как никогда оказалась эффективной в обеспечении спокойной жизни наших горожан. Совместно с сотрудниками полиции только в текущем году народные дружинники приняли участие в 1186 мероприятиях по охране общественного порядка. Их можно было увидеть не только на городских и районных праздничных мероприятиях, но и рейдах на водных объектах, ежедневных патрулированиях на улицах городах. Дружинниками проводятся акции по уничтожению дикорастущей конопли, профилактические мероприятия в школах города. Повседневная напряженная работа дружинников приносит свои плоды. За 10 месяцев текущего года с участием народных дружинников раскрыто 39 преступлений, выявлено и пресечено 1652 административных правонарушения. Эффективность работы дружинников неоднократно была отмечена на разных уровнях. Более 202 народных дружинников были поощрены руководством правоохранительных органов края и города Барнаула. Народные дружинники стали узнаваемы жителями города по их отличительной символике, которую установила администрация города. Благодаря реализации гранта Губернатора Алтайского края были изготовлены куртки с этой символикой и нарукавные повязки. В настоящее время дружина имеет не только свой шеврон с изображением герба города, но и свой флаг. Причастность к серьезному делу в сфере обеспечения правопорядка на территории города дисциплинирует самих дружинников, являющихся примером для подражания жителей нашего города. Мы уверены, что данная положительная инициатива горожан будет развиваться и дальше. Ведущая: Общественные Советы города перешагнули пятилетний рубеж своей деятельности. Какие основные вопросы им удалось решить? П. Д. Фризен: Одними из действенных общественных советов являются Общественная палата города Барнаула и Совет женщин при главе администрации города. Продолжая выполнять намеченные задачи, городские советы являются главными участниками в управлении городом. С 2014 года приступил к работе третий состав Общественной палаты, в который вошли представители научного сообщества города, образования, медицины, эксперты в области юриспруденции, строительства и архитектуры, заслуженные деятели спорта и духовенство. Кроме того, три члена Палаты являются Почетными гражданами города. Общественная палата продолжает выполнять свое предназначение - проводить общественную экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, выражать мнение и обращать внимание органов власти на проблемы барнаульцев. Во исполнение послания Президента РФ Федеральному собранию РФ расширилась законодательная база в сфере осуществления общественного контроля. На уровне города принят порядок создания советов (комиссий), являющихся коллегиальными органами. В состав каждого формирования включены члены Общественной палаты. Сегодня государство возлагает на общественные советы главную функцию - осуществление контроля за принимаемыми нормативными правовыми актами. В соответствии с федеральным законодательством решением Барнаульской городской Думы утверждено положение об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, принимаемых в городе. За время действия данного документа экспертизу прошли десятки документов. С учетом мнения Общественной палаты решен вопрос организации «красных линий», члены Палаты принимают непосредственное участие в формировании городского и краевого бюджетов, инициируют обращения в Барнаульскую городскую Думу и Алтайское краевое Законодательное Собрание. Благодаря своевременному вмешательству Общественной палаты удалось отложить введение в 2014 году новых нормативов потребления услуг по водоотведению, холодному и горячему водоснабжению. На особом контроле у членов Палаты стоит вопрос по предотвращению несанкционированной утилизации твердых бытовых отходов и сброса жидких бытовых отходов. Органами местного самоуправления и Общественной палатой совместно разрабатываются меры по решению этой проблемы. Работа Общественной палаты III созыва основывается на опыте, накопленном коллегами; члены палаты ставят реальные задачи, направленные на решение важных вопросов городского хозяйства. В июне 2014 года был сформирован второй состав Совета женщин при главе администрации города, а в июне 2015 он отметил 5-летие со дня основания. Совет женщин стал незаменимым помощником и экспертом в социальной сфере, оказывая содействие и решая проблемы барнаульских семей. За 5 лет Совет женщин оказал адресную помощь более 100 семьям в рамках акции «Соберем ребенка в школу». В 2014 году акцент был сделан на детях из подтопленных территорий поселка Ильича и микрорайона Затон, набор первоклассника получила и семья беженцев из Украины. Каждое мероприятие сопровождается концертом и сладкими подарками для детей. Особое внимание члены Совета женщин обращают на организацию летнего отдыха детей в оздоровительных центрах города, пропускного режима и противопожарной безопасности в учреждениях образования, условия пребывания детей в дошкольных учреждениях. С каждым годом расширяется круг вопросов, решаемых Советом женщин. В преддверии нового года члены Совета совместно с руководством города посещают детское отделение онкологического центра, оказывают адресную помощь другим лечебным заведениям. Становится доброй традицией проведение силами Совета праздничного концерта, посвященного Дню матери, организация Дня защиты детей. Здесь важно отметить, что главными гостями мероприятия выступают ребята, находящиеся на исправлении в специальных учреждениях. Вся оказываемая помощь и достигнутые результаты - это моральный и финансовый вклад каждой женщины - члена Совета, а администрация города только создает условия для осуществления этой деятельности. Ведущая: Администрация города Барнаула с 2008 года оказывает социально ориентированным некоммерческим организациям финансовую поддержку в рамках муниципальных программ. В какой сфере НКО города чаще всего реализуют проекты? П. Д. Фризен: Проведение конкурсов социально значимых проектов общегородского значения является одной из эффективных форм проявления инициатив населения для решения вопросов местного значения. С этой целью за 8 лет применения конкурсного механизма из бюджета города выделено 11 млн. 26 тыс. рублей, размер привлеченных средств составил 44 млн. 894 тыс. рублей. Представителями некоммерческого сектора было подано 517 заявок, реализовано 211 социально значимых проектов. За время проведения конкурсов построено около 100 детских и спортивных площадок, проведено более 60 мероприятий для детей с ограниченными возможностями, организовано около 50 кружков по интересам для жителей города, проведено более 60 субботников и экологических акций, реализовано 8 проектов, направленных на сохранение мира и согласия в городе Барнауле, обустроено более 30 новых уголков отдыха для жителей города, проведено 50 экскурсий для детей и лиц пожилого возраста, организовано более 50 мастер-классов, благотворительных концертов и фестивалей. Благополучателями результатов реализации социально значимых проектов стали более 250 тыс. человек. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует спектр успешных практик, которые свидетельствуют, что НКО и органы ТОС имеют потенциал и технологии, позволяющие им создавать и реализовать проекты, направленные на создание благоприятной среды для проживания населения, например:
Итоги конкурса реализации проектов 2015 года обобщены в сборнике «Фотолетопись больших дел НКО», изготовленном в рамках конкурса проектов общегородского значения среди НКО Алтайской краевой общественной организацией «Молодые журналисты Алтая». С этим сборником можно ознакомиться на официальном сайте города Барнаула. Ведущая: Какие вы видите перспективы развития гражданского общества в Барнауле? П. Д. Фризен: Институты гражданского общества, как и органы власти, не могут развиваться отдельно друг от друга, поэтому администрация города продолжает реализовывать намеченный курс взаимодействия. Перспективу развития институтов гражданского общественного и некоммерческого сектора определяет политика государства и принимаемое законодательство, в котором приоритет отводится некоммерческим организациям. Еще одним двигателем в развитии выступает Интернет. Общаясь в социальных сетях, обсуждая проблемы, инициативные жители объединяются в группы для решения вопросов. Такие группы мобильны, а объединение не требует применения процедуры регистрации в Управлении Министерства юстиции. Сегодня шесть из десяти групп продолжают свою деятельность после достижения поставленной цели, две из шести действующих взаимодействуют с органами власти. Здесь в дальнейшем наша задача - оказание поддержки в реализации их проектов. Базовой ресурсной площадкой в таких вопросах выступают органы ТОС, которые становятся не просто местами консолидации инициатив населения, а центрами развития местного сообщества. Со стороны муниципалитета сохраняются финансовые гарантии развития институтов гражданского общества:
Все эти меры позволят не только сохранить единомышленников, но и привлечь к сотрудничеству новые НКО города. Ведущая: Петр Дмитриевич, благодарю вас за интервью, содержательные ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
|