Новости компании
30
мая
Законотворческая деятельность Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай
30 мая в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай состоялось интернет-интервью на тему «Законотворческая деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай» с Председателем Государственного Собрания Иваном Итуловичем Белековым. Организатором выступил Информационный центр «Гарант», официальный представитель компании «Гарант» в Алтайском крае и Республике Алтай. Ведущая - Елена Санталова, руководитель отдела внешних связей.
Е. Санталова: Добрый день, Иван Итулович и уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы говорим о деятельности Парламента Республики Алтай. Напомним, что информация о проведении интернет-интервью и сборе вопросов была размещена на портале компании «Гарант» http://www.garant.ru/, сайтах Информационного центра «Гарант» http://www.garant-barnaul.ru/ и Государственного Собрания http://www.elkurultay.ru/. Всем пользователям Интернета предоставляется возможность подробно ознакомиться с ответами спикера на поступившие вопросы. Иван Итулович, расскажите о структуре Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай? И.И. Белеков: Государственное Собрание - Эл Курултай определено как постоянно действующий высший законодательный (представительный) орган государственной власти региона. Он выполняет три взаимосвязанные функции: законодательную, представительную и контрольную. Основная из них, конечно же, законодательная. Только Законодательное Собрание наделено правом принятия Конституции Республики Алтай, республиканских законов, которые создают условия и гарантии для реализации прав и свобод граждан, хозяйствующих субъектов. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай разграничивает компетенцию органов власти, а также обеспечивает соответствующее финансирование из бюджета Республики Алтай. Представительная функция заключается в том, что парламент республики выступает от имени и в интересах народа. Выражает, говоря проще, его волю и добивается ее проведения в жизнь. В компетенцию парламента также входит контрольная функция. Так что парламент не только принимает законы, но и следит за их исполнением и соблюдением. Депутаты республики формируют комитеты. Их в Парламенте республики шесть. Избирают Председателя Парламента, заместителя, мандатную комиссию. В Государственном Собрании создан и успешно работает совещательный орган - Президиум. Если посмотреть на партийный состав парламента, то он сегодня похож на большинство парламентов страны. В нем успешно работают четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Создан Совет депутатских объединений, который, как правило, собирается накануне сессий, чтобы сообща обсудить наиболее важные вопросы. Е. Санталова: По какому принципу избираются парламентарии в республике, какие социальные слои они представляют? И.И. Белеков: 14 марта 2010 года в пятый созыв парламента был избран 41 депутат, в том числе 20 - по одномандатным округам, а 21 - по единому избирательному округу. Если посмотреть на гендерный состав избранных парламентариев, то 34 депутата - это мужчины (85 процентов), 7 - женщины (15 процентов). В нынешнем созыве женщин-депутатов на одну больше, чем было в четвертом созыве. Что касается образовательного уровня, то 36 депутатов имеют высшее образование. Не считая меня, еще четверо являются кандидатами наук - это Ю.С. Земиров, Н.М. Екеева, В.В. Ромашкин, М.И. Паклин. Средний возраст депутатов составляет 49 лет. Самых молодых - от 30 до 39 - 7 депутатов. Своего рода, трое, возраст которых перевалил за 60 лет и старше. Если говорить о национальном составе, то русских в депутатском корпусе большинство - 19 человек (46,4%), алтайцев - 16 (39 %), казахов - 2 (4,8%), тубаларов - 1, украинцев - 2, немцев - 1. В своем большинстве (20 человек) наши депутаты - это руководители, директора предприятий, организаций. Предпринимателей семеро, государственных и муниципальных служащих - 4; председателей региональных организаций партий и общественных объединений - 4, один - помощник депутата Государственной Думы. 18 депутатов Республики Алтай пятого созыва избирались депутатами Республики Алтай предыдущих созывов. Е. Санталова: Иван Итулович, считаете ли Вы правильным мнение, что при формировании законодательного органа республики следует делать ставку на молодых, или же депутат в Вашем представлении должен быть умудренный опытом человек? И.И. Белеков: Что касается молодых. Сегодня, когда мы живем в эпоху обновления, в том числе обновления законотворческой работы, законодательный орган тоже должен отвечать требованиям времени. Сама жизнь предопределила наличие молодых депутатов с новыми видениями, подходами к решению вопросов. Опытные депутаты, безусловно, обладают богатым жизненным и профессиональным багажом. Важно сочетать и опыт, и молодость. В составе депутатского корпуса имеются представители Молодежного парламента республики, который работает уже третий созыв. Они активно участвуют в законотворческих инициативах. К примеру, по Закону о молодежной политике, по жилью для молодых, по образованию и многим другим вопросам. Они остро обсуждают законопроекты, участвуют в экспертизе проектов законов. В перспективе при формировании нового состава Законодательного Собрания ориентир обязательно будет на молодых. Но чтобы активно работать и приобретать профессиональный уровень грамотной работы, кадры нужно готовить. Поэтому мы направляем учиться молодых парламентариев. Так, Айят Унутов направлен на учебу в Академию при Президенте РФ в Москву. Он второй год обучается. И в Новосибирск направляем депутатов на учебу. Е. Санталова: Иван Итулович, Вы возглавляете Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай второй созыв. Какие направления в работе парламента в последнее время Вы бы отнесли к наиболее приоритетным? И.И. Белеков: Минувшие годы были непростыми для нашей республики, её жителей. В условиях экономических и финансовых трудностей для органов власти региона задачей номер один было, да, впрочем, и сейчас остается, не допустить сокращения расходов на социальную политику, обеспечить социальную защиту граждан. Как известно, для принятия решений необходима законодательная база. Так что основные усилия Парламента - высшего законодательного органа республики были направлены на обеспечение законодательной базы для реализации задач, поставленных в Посланиях Президента страны, а также в его майских Указах 2012 года. Сразу отмечу, что работа Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай традиционно проходит в тесном взаимодействии с Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Правительством Республики Алтай, федеральными органами власти, исполнительными органами государственной власти республики. Если говорить об ушедшем 2012 годе, то он стал, как для страны в целом, так и для нашей республики, очень непростым и значимым еще и потому, что внес много нового в политическую и социальную сферы. Большая работа проведена законодателями республики по подготовке правового поля, для важных и востребованных избирательных преобразований. Принятая законодательная база позволяет утверждать, что республика готова к предстоящим выборам глав поселений и районов, депутатов муниципальных образований, республики и главы региона. Наши многодетные семьи, дети-сироты в прошлом году также ощутили на себе заботу со стороны государства. В этом направлении осуществлена системная законодательная работа. И теперь данные льготные категории граждан имеют возможность получить земельные участки, жилье. Много сделано в образовательной сфере. Особенно это касается законов о языке. В новом году мы впервые будем официально отмечать дни алтайского и русского языков, тем самым воспитывая у жителей республики уважение к родным языкам. Целенаправленная работа с федеральным центром позволила внести изменения в 44 статью Конституции Республики Алтай, касающуюся регионального компонента. Надеемся, что эта поправка сыграет положительную роль в системе формирования этнокультурного мировоззрения у подрастающего поколения. Е. Санталова: Утвержденная Парламентом Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года дает возможность определить стратегические направления развития республики? И.И. Белеков: Уверен, что инвестиционные проекты, направленные на создание и развитие туристско-рекреационного комплекса, энергетической инфраструктуры, дорожно-транспортного комплекса и агропромышленного хозяйства, обеспечат в перспективе выход республики на самодостаточный уровень. Мы сегодня также пришли к пониманию того, что Алтай является уникальным регионом культурно-исторического и природно-рекреационного значения. Что не только экономика, но и в такой же степени культура может определить самодостаточность того или иного субъекта Российской Федерации. На мой взгляд, это имеет принципиальное значение во всем нашем дальнейшем развитии. Е. Санталова: Как законотворческая работа Парламента Республики Алтай отражается на современной экономике региона? Что, на Ваш взгляд, могут сделать республиканские законодатели для уверенного развития Горного Алтая? И.И. Белеков: Депутаты Государственного Собрания утверждают главный республиканский документ - Бюджет Республики Алтай. Общие расходы республиканского бюджета на 2013 год составляют 10,5 млрд. рублей, из них более 8,0 млрд. рублей, или 85%, направляются на обеспечение первоочередных и социально значимых расходов. Как и в прежние годы, бюджет республики является социально ориентированным. Приоритетными остаются здравоохранение (1369 млн. рублей) и образование (3017 млн. рублей), всего на эти сферы запланировано 4 млрд. 386 млн. рублей. На финансирование более 30 направлений социальной защиты населения будут израсходованы более 1 млрд. 300 млн. рублей. На культуру и спорт - почти 255 млн. рублей. На реализацию майских указов Президента страны в бюджете республики предусматриваются 1 млрд. 113 млн. рублей, в том числе 623 млн. рублей - на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. При всей важности для жизни большинства населения республики аграрного сектора, на его поддержку направляются 397 млн. рублей. Не так много, как хотелось бы, хотя есть, пусть и незначительный, в 14 процентов прирост. Говоря о бюджете на нынешний год, скажу не без гордости, что нам удалось главное: изыскать финансовые средства на реализацию указов Президента страны по повышению заработной платы работников нашей бюджетной сферы - учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим. Е. Санталова: Иван Итулович, как вы считаете, у органов местного самоуправления резервы пополнения бюджетов использованы полностью? И.И. Белеков: Резервы имеются всегда. Время требует, к примеру, наладить организационную работу и взаимодействие с налоговыми органами по учету и регистрации недвижимого имущества и земельных участков у граждан. Сегодня большие земельные площади выпали из налогооблагаемой базы, т.к. не зарегистрированы и не оформлены в собственности, в том числе, так называемые, паевые земли. Не исчерпаны возможности пополнения бюджетов от использования как государственной, так и муниципальной собственности, от продажи непрофильных активов. Е. Санталова: В 20 регионах России будут созданы зоны территориального развития. Перечень таких субъектов Федерации утвердил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Документ разработан в Минэкономразвития. В число этих регионов вошла Республика Алтай. Что это даст республике? Отразится ли на социально-экономическом развитии? И.И. Белеков: Действительно, согласно принятому Постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2013 года Республика Алтай включена в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. В документе отмечено, что в рамках функционирования зоны территориального развития резидентам будут оказаны меры государственной поддержки в плане предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, на создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации. Появятся налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты. Будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами. Свою положительную роль должно сыграть предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и прочее. Представители органов власти МО уже сейчас отмечают, что решение Правительства РФ своевременно, актуально и позволит на муниципальном уровне решить важные инфраструктурные вопросы. В этой связи, в Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» были внесены изменения в части приведения его в соответствие с ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А также в части выполнения требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 3 мая 2012 г. Е. Санталова: 2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды. Что делается нынешним составом законодательного парламента для сохранения природы Алтая, которая является бесценным даром, который легко можно уничтожить, но очень трудно сохранить? И.И. Белеков: Мы все живем в эпоху глобальных изменений. Мир стал доступным, открытым, фактически на земле нет мест, куда бы ни ступала нога человека. Современные технологии в промышленности, сельском хозяйстве и коммунальном секторе, с одной стороны, делают жизнь человека более комфортной, развивают экономику государства, а с другой - оказывают серьезное влияние на будущее планеты. В первую очередь, это касается окружающей среды, которая оказалась не в состоянии противостоять вмешательству человека. Проблемами экологии и поисками их решений озабочено депутатское сообщество. Сегодня жители Алтая сумели сохранить прекрасную, уникальную природу без глобальных потерь. Это стало возможным благодаря тому, что народы Алтая не разучились понимать, что от их сознания, умения мыслить и ощущать мир зависит не только состояние их родной земли, но и человечества в целом. Экологическая культура населяющих республику народов по-прежнему остается традиционной. По сути, экологическая культура коренных народов Алтая - это сгусток духовно-экологических знаний, собранных многими и многими поколениями, о законах природы, о правилах поведения человека на земле, о влиянии человеческой мысли на окружающую природную среду, о важности человеческого отношения друг другу. Это знание передается из поколения в поколение, как алгоритм природных взаимодействий. Сразу скажу, что депутатский корпус, понимая ценность Алтая, совместно с исполнительной властью разных уровней старается его сберечь. Одним из приоритетных направлений деятельности парламента является совершенствование республиканского законодательства именно в этой сфере. В Республике Алтай приняты и действуют следующие законы: "Об отходах производства и потребления в Республике Алтай", "О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай", "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай", «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай» и т.д. Также приняты и действуют республиканские целевые программы. В их рамках успешно решается проблема утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, которые длительное время создавали реальную угрозу для населения республики. В этом направлении работа еще будет проводиться. Решается проблема по ликвидации экологического ущерба, нанесенного деятельностью АГМП в п. Акташ. Часть ртутьсодержащих отходов уже вывезена из республики. По повышению экологической культуры есть сдвиги в благоустройстве зон отдыха туристов. Но проблемы остаются. Это касается особо опасных заболеваний, ведь нужна постоянная профилактика особо опасных заболеваний животных. Начиная с 2010 года, мы закладываем в бюджете средства для решения этих вопросов. Есть проблема строительства скотомогильников в районах. Правительству направлена рекомендация о рассмотрении вопроса финансирования строительства крематориев для переработки и уничтожения биологических отходов. Но сами понимаете, что такой вопрос враз не решить, поскольку нужны немалые средства. Остается в какой-то мере открытой проблема строительства площадок для забоя скота. Хотя производственной мощности существующих убойных пунктов для забоя скота достаточно, в некоторых районах (Улаганский, Кош-Агачский) такие надлежащим образом оборудованные пункты забоя скота отсутствуют. Такая ситуация, как отметили депутаты на последнем Президиуме парламента 21 мая, где основным вопросом значился экологический, может негативно отразиться на санитарно-эпидемиологическом благополучии республики. Кстати, не так давно Правительственный час был проведен на тему «Об исполнении Закона Республики Алтай «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай», то есть имел экологический уклон. В то же время я не могу не отметить, что в результате позитивного процесса развития сети особо охраняемых природных территорий Республика Алтай занимает ведущее место в нашей стране по показателю насыщенности природными охраняемыми территориями и объектами.
Е. Санталова: Иван Итулович, отвечая ранее на вопросы, Вы сказали о том, что в республиканском парламенте V созыва работают четыре партийные фракции, представляющие политические партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Каждая из фракций строит свою законотворческую работу с учетом партийных целей и задач и исходя из защиты интересов членов политических партий. Скажите, не мешает ли это в принятии решений, от которых зависит жизнь и благополучие населения республики? И.И. Белеков: Наличие четырех фракций объективно отражает общественно-политические интересы общества. Мы живем в многопартийной стране. Многопартийность предопределяет, прежде всего, многовариантность, разноплановость мнений и решений. Не должно быть диктата только одной партии. Мы это проходили. В этом контексте естественно наличие представительства разных партий, каждая из которых представляет интересы и мнения разных представителей общества, народа. В парламенте мы создали новую структуру - Совет руководителей фракций. Перед каждой сессией сообща обсуждаем подходы по решению важных для республики вопросов, стремимся приходить к консолидированному решению, находим консенсус. Ведь политика - это искусство возможного. А если не будет разных точек зрения, то сложно принять правильное решение. Да, порой сильна политизация. Но на то мы и политики, чтобы находить взаимопонимание, учитывать все интересы. При наличии дискуссии, порой острой дискуссии, мы вырабатываем уровень политической и фракционной культуры. В многопартийном обществе должен нарабатываться высокий уровень политической культуры. Это все предопределено руслом демократических преобразований. Е. Санталова: Иван Итулович, в заключение хочу Вас поблагодарить за участие в интервью, интересные подробные ответы на вопросы. Парламенту Республики Алтай под Вашим мудрым руководством компания «Гарант» желает верных решений на благо развития региона, совершенствования в развитии парламентаризма. Мы и в дальнейшем надеемся на плодотворное сотрудничество с Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. И.И. Белеков: Наш парламент всегда охотно сотрудничает с компанией «Гарант». Результат нашего сотрудничества способствует развитию законодательной базы, информационной открытости.
|