Новости компании
21
июня
Библиотека — это источник проверенной информации
«О деятельности центра правовой информации Национальной библиотеки Республики Алтай им.
Интервью с руководителем правового центра Национальной библиотеки Республики Алтай им.
Организатор - Ведущая - Елена Михайловна Шаклеина, ведущий специалист по внешним связям. Ведущая: Светлана Владимировна, ИЦ «Гарант» уже не первый год сотрудничает с возглавляемым вами правовым центром, мы проводим совместные мероприятия, при поддержке ИЦ «Гарант» проходят встречи студентов со специалистами разных профессий и многие другие мероприятия, для посетителей библиотеки организован постоянный доступ к комплекту системы ГАРАНТ. Расскажите немного о правовом центре, которым вы руководите. Суслова С. В.: Центр создан на базе Национальной библиотеки Республики Алтай им. М. В. Чевалкова, его деятельность неразрывно связана с работой библиотеки, основанной еще в далеком 1920 году. С образованием республики библиотека стала именоваться Универсальной научной библиотекой Республики Алтай, в 1998 году ей присвоен статус Национальной библиотеки, а в 1999 году она становится особо ценным объектом культурного наследия Республики Алтай.
Национальная библиотека - это единственная библиотека в регионе, где с исчерпывающей полнотой собирается и хранится в документальной форме духовная культура этноса, собирателями и хранителями которой являются сотрудники отдела краеведения и национальной библиографии.
Время диктует необходимость не только искать новые формы и методы работы с читателями, но и совершенствовать традиционные, не потерявшие своей привлекательности. Библиотека находится в постоянном поиске, и результатом такого поиска стало создание центра правовой информации на ее базе.
Правовой центр был создан в 2002 году на основании решения Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Первоначально в разных районах республики было открыто 11 правовых центров, но позднее по разным причинам они были упразднены, и на данный момент в Республике Алтай функционирует только наш правовой центр, он отвечает всем предъявляемым требованиям.
Уже с момента создания правового центра в нем для пользователей была предоставлена справочно-правовая система ГАРАНТ. В 2004 году при помощи Управления пенсионного фонда г. Горно-Алтайска в центре создан пункт оказания помощи застрахованным лицам, куда можно обратиться по вопросам пенсионного обеспечения граждан в рамках проводимой пенсионной реформы.
Если говорить в целом о библиотеке, то наш фонд составляет обширная коллекция произведений художественной литературы на русском, алтайском и иностранных языках, издания по экономике, технике, праву, естествознанию, истории и другим наукам.
Количество жителей республики, посещающих постоянно проводимые библиотекой мероприятия, показывает, что библиотека востребована, что люди стремятся в ее стены за новой информацией, за утолением жажды знаний и общением с единомышленниками.
Библиотека не только обслуживает 80 тысяч пользователей, но и предоставляет свободный доступ к электронным ресурсам, бесплатный доступ к сети Wi-Fi, а также предлагает множество творческих проектов, акций, концертов, лекций, встреч, выставок и других культурных программ. К слову, не так давно, 27 мая, мы отмечали Общероссийский день библиотек.
Ведущая: Примите поздравления с прошедшим праздником! Светлана Владимировна, а каковы цели создания и существования именно правового центра?
Суслова С. В.: Как ни высокопарно бы это звучало, но основная цель создания и существования правового центра - правовое просвещение населения, развитие правовой грамотности и обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Причем этот доступ должен осуществляться легко, в удобной, современной форме.
Сегодняшнее поколение ждет от библиотеки уже не только доступа к библиотечным фондам и представляет библиотеку не привычным когда-то залом со столами и стульями, за которыми сидят читатели. Этого уже недостаточно. Жизнь диктует новые правила. Должны быть и мультимедийные центры, доступ к быстрому интернету на современных компьютерах, интернет-доступ к современным справочным системам. Все эти требования реализованы в нашем правовом центре, где посетители могут пользоваться и привычными книжными фондами, как правило, это источники правовой информации из разных областей права, и получать доступ к различной правовой информации через интернет.
Особое внимание мы уделяем источникам информации, точнее сказать, их достоверности. Ведь все привыкли, что библиотека - это источник проверенной информации. За каждым изданием стоит автор или группа авторов, корректоры, издательство. Не меньшие требования предъявляются и к более современным источникам информации. Мы стараемся ориентировать наших гостей использовать только достоверную информацию, полученную с сайтов государственных организаций, получать документы из надежных справочных правовых систем, одной из которых, конечно же, является система ГАРАНТ. Ведущая: Расскажите о видах услуг, которые предоставляет правовой центр?
Суслова С. В.: Посетителям правового центра доступен фонд правовых источников из нескольких тысяч экземпляров, включающий печатные издания (книги, брошюры, периодические издания), а также электронные носители, электронные базы данных и справочно-правовые системы, включая систему ГАРАНТ. Эти услуги бесплатны для всех посетителей. Время пользования не ограничено. Есть дни, когда посетители могут получить консультацию действующих юристов, адвокатов, нотариусов, которые совершенно бесплатно оказывают такие услуги в рамках специального соглашения. Каждый посетитель, независимо от возраста и места прописки, может прийти к нам и воспользоваться всем спектром услуг центра. Центр находится в основном здании библиотеки, в уютном, большом, светлом помещении с удобными рабочими местами, оснащенными современной компьютерной техникой. Работает он и в воскресенье.
Работниками центра правовой информации создан доступный посетителям электронный каталог, который включает сборник законодательства Республики Алтай. Ежегодно правовой центр посещает более 6000 человек, которым выдается не менее 15000 документов. По просьбе посетителей сотрудники правового центра также самостоятельно делают всевозможные запросы, получают справочную информацию. В год таких запросов бывает несколько тысяч. Справки носят различный характер, начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия местонахождения запрашиваемых документов и до выдачи посетителям уже готовых документов. Все сотрудники центра ежегодно проходят обучение с инструктором ИЦ «Гарант», и многое из запрашиваемой посетителями информации мы легко находим в вашей системе.
Фото: http://www.nbra.ru
Ведущая: Кто в основном посещает правовой центр - молодежь или люди более старшего возраста? Может быть, есть какие-то особенные категории посетителей?
Суслова С. В.: Действительно, основной категорией пользователей является молодежь - студенты и учащиеся, их более трети от общего числа посетителей. Другими пользователями являются специалисты организаций - их более четверти, немного посетителей рабочих профессий, их, как правило, около 10%, иные категории составляют еще четверть от общего числа наших посетителей. Особая категория - это молодые специалисты и студенты, чьи профессиональная деятельность и учеба так или иначе связаны с юриспруденцией. Очень частыми посетителями бывают адвокаты, практикующие юристы. Лично знаю нескольких посетителей, которые стали нашими постоянными клиентами еще в школьные годы и посещают правовой центр постоянно, уже будучи взрослыми людьми, занимающими различные должности. В последнее время появилось больше посетителей пенсионного возраста, ведь они стали принимать все более активное участие в жизни общества и интересоваться различными правовыми вопросами. Несмотря на невысокую правовую компьютерную грамотность, они легко находят нужную информацию в системе ГАРАНТ, особенно им нравится пользоваться информационным блоком «Домашняя правовая библиотека».
Ведущая: И все же в конце нашей беседы не могу не задать вопрос о том, что вы думаете о будущем библиотек и в частности правовых центров, которые созданы на их базе. Будут ли они посещаемы через пять, десять лет или общество уходит в интернет-пространство, и скоро библиотечные залы опустеют?
Суслова С. В.: Будущее у библиотек и правовых центров, безусловно, есть, но при условии, что они всегда будут чувствительны к требованиям общества. В качестве ответа на этот вопрос хотелось бы привести слова из недавнего интервью директора Российской государственной библиотеки (РГБ), вице-президента национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» Вадима Дуды: «Библиотека должна стать центром живого человеческого общения. Общения между властью и местным сообществом. Общения с писателями и местными поэтами. В этом очень большое отличие библиотеки от интернета. Ничто не может заменить обычное, живое, теплое человеческое общение. Есть очень осторожная надежда, что возникает мода на интеллект, на успешных образованных людей. Точнее - возвращается, эта мода была всегда. И мы верим в то, что мы будем жить в открытом информационном обществе. И мне кажется, что главным конкурентным преимуществом любого из нас будут интеллект, новые компетенции, новые знания. Поэтому библиотеки на новом витке своего развития должны стать интеллектуальными центрами и центрами развития, центрами, если хотите, успеха».
Ведущая: Светлана Владимировна, спасибо большое за интересную, познавательную беседу, желаю вашему правовому центру интенсивного развития, много новых посетителей, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество с нашей компанией.
|