Новости компании
24
июля
Ответственность за непроведение обязательного аудита
Организации (ООО и АО) подлежат обязательному аудиту. Какая ответственность установлена за непроведение обязательного аудита, а также за незаполнение соответствующих строк бухгалтерского баланса, рассказывают эксперты (?) службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наталья Мозалева и Вячеслав Горностаев. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или ее части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ). Перечень лиц, которые подпадают под обязательный аудит годовой отчетности, приведен в ст. 5 Закона N 307-ФЗ. По этому закону к ним, в частности, относятся: 1) акционерные общества; 2) организации, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, превышен один из следующих показателей: - объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) 400 миллионов рублей. Указанное значение приводится на основании данных, отраженных по строке 2110 отчета о финансовых результатах; - или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 "Баланс". Указанные критерии применимы абсолютно ко всем организациям вне зависимости от их организационно-правовых форм и особенностей деятельности. В рассматриваемой ситуации аудиторы в рамках проведения ежегодного обязательного аудита будут исследовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации за 2019 год. По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Аудиторское заключение должно храниться не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). С 28 ноября 2018 г. вступили в силу поправки в Закон N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 444-ФЗ), в соответствии с которыми начиная с отчетности за 2019 год один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское заключение о ней в случаях, когда такая отчетность подлежит обязательному аудиту, представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). При этом в общем случае отменяется обязанность представлять отчетность в Росстат (информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Иркутской области от 14.10.2019, письмо УФНС по Новгородской области от 11.04.2019 9-18/04224@). Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обязанных ее составлять, а также аудиторских заключений о ней формирует государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации за 2019 год организация должна подать в налоговый орган вместе с годовой отчетностью (либо в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года) (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Организационно-правовая форма организации имеет значение только для решения вопроса о необходимости проведения обязательного аудита годовой отчетности. Для вопроса об ответственности организации за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения организационно-правовая форма этой организации не имеет значения. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать ответственность для АО и ООО совместно. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главой 16 НК РФ. Действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита в настоящее время не предусмотрена, при этом установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения. В частности, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения (пять лет после отчетного года) таких документов в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ). Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Давность привлечения к ответственности за нарушения законодательства в области бухгалтерского учета - два года с момента совершения либо обнаружения правонарушения, если оно будет признано длящимся (части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В случае, если организация не проведет аудит бухгалтерской отчетности за 2019 год и, соответственно, не представит в налоговый орган заключение в установленные сроки, она может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП (предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. рублей). Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца. При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трех месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения). В рассматриваемой ситуации последний день срока представления экземпляра аудиторского заключения - 31 декабря 2020 года. Кроме того, согласно п. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это должен заказчик аудита, т.е. организация. Несвоевременное представление сведений, а также непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Реестр в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч.ч. 6-7 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет - ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ). Обращаем внимание, что Минфин России 28.11.2018 разработал законопроект "О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней" (https://regulation.gov.ru/projects#npa=81866), который содержит положения, существенно увеличивающие штрафные санкции за нарушение сроков представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней. Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа согласно проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да, то размер штрафов существенно увеличивается (смотрите доработанный текст проекта). Так, согласно данному проекту: Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, а равно представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка ее представления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 70 тыс. рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. рублей; те же деяния, совершенные организацией, подлежащей обязательному аудиту, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 80 до 100 тыс. рублей, на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей. Штраф за непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная отчетность, может составить до 700 тыс. рублей. В настоящее время данный проект не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия (получено отрицательное заключение N 12531-СШ/Д26и от 22.04.2019). Однако не исключено, что в случае доработки проекта в соответствии с рекомендациями, содержащимися в данном заключении, до конца 2020 года штрафные санкции за непроведение обязательного аудита будут увеличены. Приказом Минфина России от 19.04.2019 N 61н заголовочная часть формы бухгалтерского баланса дополнена строками с информацией об обязательном аудите годовой отчетности. Поэтому с 01.01.2020 на первой странице необходимо отметить, подлежит ли отчетность обязательному аудиту, и указать сведения: наименование аудиторской организации/Ф.И.О. индивидуального аудитора; ее (его) ИНН; ее (его) ОГРН (ОГРНИП). Штрафные санкции за незаполнение отдельных строк бухгалтерской отчетности законодательством не установлены, в таком случае, на наш взгляд, имеет место искажение информации, которое не может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основании этой финансовой отчетности. В судебной практике имеют место случаи, когда суды указывали на недостоверность данных бухгалтерской отчетности, ссылаясь на отсутствие такой подтверженности аудиторским заключением (например, в постановлении ФАС Уральского округа от 01.04.2011 N Ф09-1138/11-С1 по делу N А60-37873/2010-С14 апелляционным судом указано на неподтвержденность аудитором достоверности документов бухгалтерского отчета и финансовой деятельности должника за 2007-2009 гг. в силу пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ; также в постановлении Тринадцатого ААС от 12.07.2017 N 13АП-7938/17 в обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что обязательность привлечения аудитора вытекает из положений пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона N 307, однако при проведении финансового анализа использована бухгалтерская отчетность должника за 2013-2015 годы, в отношении которой не был проведен обязательный аудит). В то же время отсутствие аудита само по себе о недостоверности данных бухгалтерского учета и отчетности не свидетельствует (постановление Восемнадцатого ААС от 31.10.2016 N 18АП-12513/16). К сведению: Дополнительно отметим, что ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 до 70 тыс. рублей (при повторном нарушении - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. рублей). Такое наказание может быть применено к организации за непредставление первичных статистических данных в органы статистики (или несвоевременное представление, или представление недостоверных данных). Первичные статистические данные - это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"). Обязанность респондентов по представлению первичных статистических данных установлена в ст. 8 Закона N 282-ФЗ.
|